Индийские раги

Индийские раги

Многие знают, что индийские Веды – один из самых ранних философских трактатов, включающий описание практически всех аспектов жизни человека и общества. Одним из любопытных разделов этого древнейшего трактата является «Самаведа» — сложнейшее учение о музыке, её теории и практике, в том числе и о том, что называют индийскими рагами. Индийский музыкальный строй включает в себя 24 ноты, тогда как европейский классический – 12 нот (от До до Си плюс пять полутонов). Этот факт поистине потрясающ, можно представить себе насколько сложнее индийская музыка европейской, и насколько отточенным слухом надо обладать, чтоб иметь возможность играть такую музыку (т.е. как минимум уметь различать четвертьтона).

Индийская рага в исполнении Рави Шанкара, его дочери Анушки Шанкар и других музыкантов:

Любопытно, что сегодня, как и в древности, ученик, утвердившийся в своём намерении стать музыкантом, прежде всего выбирает себе наставника. Встретить своего гуру на жизненном пути – это большая удача и судьбоносный момент. Существует специальная церемония посвящения, когда учитель и ученик перевязывают свои руки особой нитью — с этого момента они соединены друг с другом навсегда. Учитель принимает ученика в свою семью как сына. Интенсивное обучение в постоянном общении с гуру как правило продолжается не менее семи лет. И если для западного музыканта обучение —в овладение техникой игры и освоение теоретических основ музыки, то для индуса это ещё и образ жизни, философия и служение своему гуру. Первое время он только наблюдает, учится слышать и слушать, дисциплинирует свой слух, тело и ум, учится скромности и другим важным человеческим качествам, необходимым настоящему музыканту. И лишь затем ученик переходит к освоению законов построения индийских раг, а вместе с ними законов мироздания.

Важным этапом в обучении является момент, когда ученик готов перейти к стадии освоения импровизации. Настоящий музыкант – это тот, кто обладает способностью мгновенно и точно воплотить свои фантазии в музыке. Освоив это умение в совершенстве, ученик становится самостоятельным и покидает гуру. Однако даже после этого он может периодически возвращаться к учителю, потому что настоящий гуру никогда не остановится в своём развитии и всегда будет источником мудрости и знаний для своих учеников.

Сложно дать однозначное определение индийской раге. Каждая рага – результат глубокого осмысления, она несёт в себе конкретный образ, часто традиционный. Существуют специальные названия для различных категорий индийских раг. Например, рага-васанта – это музыка о весне, рага-мегха – о сезоне дождей, рага-шанти символизирует состояние покоя, рага-хасья — веселье, рага-шрингара — чувство любви. Однако индийская рага — это всегда импровизация внутри границ заданной темы. Известный на весь мир индийский ситарист Рави Шанкар считает, что рага – это нечто, что окрашивает ум. Под воздействием музыки ум человека наполняется образами, приходит в определённое состояние. С другой стороны, нельзя сказать, что музыкант полностью выдумывает рагу, скорее он открывает её заново, прочитывает по-новому и доносит участникам музыкальной церемонии через призму своего творческого вдохновения.

Европейская музыка проводит слушателя сквозь разнообразные настроения, часто контрастные, драматургически насыщенные, благодаря чему слушатель испытывает сильные переживания. Уникальность и отличие индийской раги заключается в концентрации на заданной теме, что в идеале приводит всех участников действа к необыкновенному результату, вплоть до состояния изменённого сознания, катарсиса.