Икебана: цветы, оживающие в руках мастера

Икебана: цветы, оживающие в руках мастера

Традиционное японское искусство составления букетов, или икебана, в последнее время стало невероятно популярно во всем мире. Эта популярность пришла к нам вместе с повышенным интересом к восточной философии и культуре. Сегодня искусство икебаны применяют не только для украшения интерьера или оформления букета невесты, но и как акт творческого самовыражения составителя. Суть традиционной икебаны в создании такой композиции из цветов и вспомогательных элементов, которая бы находилась в гармонии, выражая собой связь между возвышенным и земным, человеком и Богом. Икебана связана с живой природой и символизирует собой самую сокровенную тайну жизни — гармонию. Это без сомнения целая философия, а иногда и инструмент познания для человека, ставшего на путь понимания красоты природы и через неё собственного внутреннего мира. «Икебана» в переводе с японского значит «новая жизнь цветка», за этим словом скрывается идея о том, что цветок срезан, он умер, но обретает новую жизнь в руках человека. Поэтому одним из правил икебаны является то, что в композиции должен присутствовать хотя бы один настоящий свежий цветок.

Икебана

Каждая веточка в композиции имеет собственный глубокий смысл. Основа икебаны -треугольник. Самые высокие ветви означают небо, чуть более короткие – символизируют человека, а самые короткие (в треть длины первых) — землю. Икебана – это отношения между данными тремя элементами и они должны быть совершенными.
С первого взгляда понятно, что главными принципами традиции цветочной аранжировки Японии является простота, асимметрия, мнимая незавершенность, и, главное, — гармония. И секрет такой гармоничности заключается в концепции, которую можно выразить русской поговоркой «капля дегтя в ложке меда». Ведь можно чересчур увлечься стремлением к гармонии, и композиция станет неестественно идеальной, слишком приглаженной и вычурной, тем самым теряя свою притягательность. Вот почему японцы часто используют в своих букетах засохшие ветви и сухую траву. Икебана должна вызывать ощущение самопроизвольности, спонтанности, непосредственности, близости к природе.

Икебана

Если говорить о месте икебаны в японской культуре, то здесь она выступает в качестве посредника в общении. Икебану дарят друзьям и родственникам в знак добрых чувств. Гостю преподносят букет, созданный для того, чтобы выразить радость по поводу его посещения. Икэбану также готовят с целью отметить особые празднества. Правила хорошего тона в Японии не разрешают смотреть прямо в глаза собеседнику — ведь это воспринимается как непочтительность, назойливость или чрезмерное любопытство. Средством выражения чувств как раз и выступает икебана.

Икебана

Икебана — воплощение японского образа жизни. Ведь этот вид искусства возник в традиции народа, который веками воспитывал в себе тонкое обращение с природой как с неисчерпаемой сокровищницей прекрасного. Искусство икебаны так горячо любимо японцами именно за его глубину с одной стороны и общедоступность с другой, ведь оно помогает даже бедняку чувствовать себя богатым духовно.

Икебана

  1. Григорий:

    Курс Икэбана (Икеба́на) по школе Согэцу

    Открыт набор в группу. Начало занятий — 27 февраля 2012.
    Занятия проходят 1 раз в неделю вечером. В центре Москвы, в Японском доме, 10 минут пешком от станции метро «Киевская».

    http://www.vostokzapadesign.ru/uglublennyi-kurs/kurs-ikebana-po-shkole-sogehcu.html

    Елена Кильчевская
    Директор школы «Восток | Запад» и ведущий преподаватель.

    Преподаватель Икэбана 1 степени Somu японской школы Согэцу, член международной Ассоциации преподавателей школы Согэцу с 1994 г. Преподавательская деятельность с 1994 г.

    Помимо икэбана изучала флористику у Моник Готье, брала уроки в институте Итальянского дизайна в Генуе, Германии и Нидерландах. Принимала участие в организации и проведении более 60 выставок в Москве, в других городах России и за рубежом, выезжала с уроками и мастер-классами.

    Участник многочисленных шоу-демонстраций. В поисках новых форм и техник работы с различными материалами реализует нестандартные тематические музейные и Land-Art проекты. Разработала и внедрила ряд авторских программ по флористическому дизайну.

    Фотографии работ Елены Кильчевской публиковались в японском журнале «So» и многих российских журналах.

    В настоящее время – директор московского филиала Согэцу. Директор школы флористики «Восток | Запад» и ведущий преподаватель.