Про Ван Гога, его ботинки, подсолнухи и картошку. Часть первая

Ван Гог - Спальня Ван Гога в АрлеПрямо скажем, не самый веселый человек был Винсент Ван Гог. С детства отличался молчаливостью и мрачным восприятием действительности, довольно неуравновешенным характером, пессимизмом. И не удивительно. Наверное, не самое веселое дело — быть старшим сыном в многодетной семье голландского священника. Образовывался Винсент то тут, то там, то в гимназии, то с домашними учителями. Лучше всего ему давались языки, он хорошо освоил английский, немецкий и французский. В конце концов поступил на работу в фирму к родному дяде, который занимался торговлей живописью. Там он научился отличать «зерна от плевел», разбираться в искусстве. Поработал-поработал, потом повалила его депрессуха и ушел в священники, поступил на теологический факультет. Но не доучился и стал простым миссионером. При чем вовлекся в процесс по самые, тогда ещё целые-невредимые, уши. Переводил священные тексты на ранее освоенные языки, отдавал все сбережения беднякам и нищим, сам жил впроголодь. Вот, например, как скромно выглядела его спальня в Арле, где он творил в последние годы жизни:

Ван Гог - Спальня Ван Гога в Арле

Состраданием к страданиям, а так же сочувствию тяжелой жизни крестьян и ремесленников пронизаны многие его работы. Вот, например, одна из самых известных, «Поедатели картофеля»:

Ван Гог - Поедатели картофеля

Думаю, картошка, как и подсолнухи, очень нравилась художнику. Вот та же картоха, но ещё не сваренная:

Ван Гог - Картофель

В 80-х годах позапрошлого столетия Ван Гог вернулся к искусству, но уже не как ценитель, а как творец. Посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), особенно любил изображать простой люд: шахтеров, крестьян, ремесленников. Вот, например, «Портрет папаши Танги»:

Ван Гог - Портрет папаши Танги

Кстати, про подсолнухи. Они у Ван Гога существуют в разнообразном количестве: есть картины с двумя, тремя, четырьмя, пятью, двенадцатью и пятнадцатью подсолнухами. Вероятно потому, что любил он желто-оранжевые цвета.

Ван Гог - Ваза с двенадцатью подсолнухами

Сей факт (преобладание желтых тонов) считается в среде специалистов-искусствоведов ещё одним подтверждением сумасшествия живописца. Лично мне такое заключение кажется чрезмерным (иначе и меня тоже можно упечь в желтый дом — люблю всё оранжевенькое).

Безумие Ван Гога — любимейшая тема для обсуждения. Действительно, перемены в его настроении легко можно проследить в работах, сделанных в небольших временных отрезках. Вот те же подсолнухи. Весёлые:

Ван Гог - Два срезанных подсолнуха

И грустные:

Ван Гог - Два срезаных подсолнуха

Или ботинки. Веселые ботинки:

Ван Гог - Пара ботинок

И печальные ботинки:

Ван Гог - Пара ботинок

Продолжение следует.

5 comments

    1. Ну, вот например тут что-то написано: click. Вообще, он изучал японскую гравюру, очень был ею увлечен, в итоге, под влиянием японцев, создал новый стиль, непохожий на всё, что было до него (хотя, понятно, что в его картинах нет ничего японского, оно растворилось, но повлияло). Ещё одним революционным моментом были яркие краски, преобладание желтого и оранжевого. Специалисты считают что это обусловлено его психической нестабильностью. Сами они нестабильные, имхо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *