Обучение в музыкальной школе — стоит ли игра свеч

Обучение в музыкальной школе

Обучение в музыкальной школе


Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала. В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Музыкальная школа - сольфеджио

Музыкальная школа - сольфеджио

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи. На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек. Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Обучение в школе музыки

Обучение в школе музыки

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея. Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея. Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.

9 comments

  1. Надо же — о, необъятный и неожиданный интернет! Как всё похоже: «я вдруг стала понимать и любить музыку,…, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез.» Именно так было и у нас — наш сын, окончив музыкальную школу по классу фортепиано (занимаясь, между прочим вовсе без нажима с нашей стороны и без особого энтузиазма со своей стороны), вдруг пожелал продолжать заниматься музыкой, начал играть на гитаре, а потом записался в джазовую школу на саксофон (у педагога по гитаре был закончен набор) — и через какое-то время объявил нам, что будет музыкантом! Дальше опять как у Вас — мы, то есть родители, стали убеждать и объяснять, и приводить аргументы, и всхлипывать, и т.д и т.п. Но он был тверд! Пришлось согласиться с его выбором (это же в общем-то его жизнь). Сейчас сын успешно учится — окончил с красным дипломом музыкальный колледж, поступил в Германии в высшую школу музыки. Я всё еще переживаю за его материальное благополучие. Но я вижу, как сын любит то, чем он занимается, как он счастлив, и понимаю — это так важно — найти себя!
    А музыкальная школа — да, конечно, там пока наверное маловато творчества, но все же музыкальное образование необходимо всем — чтоб развивать восприимчивость к прекрасному, способность мыслить творчески.

    1. Вы правильно сделали, я считаю, что не стали его «дожимать» и уступили. В Москве с этим проще — например, хотя бы потому что есть джазовые школы и какие-то перспективы. Меня же родители боялись выпустить в другой город. И сегодня я трезво оцениваю свои возможности — да, я училась хорошо в музыкальной школе, но и выдающихся талантов не проявила. Считаю, в музыку надо идти только если реально видно, что есть потенциал, есть будущее.

    2. Работаю в музыкальном лицее заместителем директора по административно-хозяйственной части и мне очень не хватает в окружении на работе людей, мыслящих здраво и рационально, а не творчески. У меня 2 высших образования, музыкального ннт никакого. Младший ребенок ходит в нашу музыкалку, потому что мне удобно привозить и увозить её на занятия во время моей работы, но считаю, что спорт или танцы гораздо полезнее для человека, а не сидение после общеобразовательной гимназии еще три часа в музыкалке, без прогулок и движения. И, действительно, больше всего не хотела бы, чтоб ее мозг повернулся из рационального мышления в творческое.

  2. Девять лет я училась в гимназии в музыкальном классе. Фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература и хор. Потом прибавилась гитара. Скрипка. И стихи. Я выступила со своими песнями в городе. В крае. В Москве. И внезапно осознала, что мне дичайшим образом нравится хор. Этот что-то изумительное — ты делаешь один небольшой жест, и множество людей, ему повинуясь, делают музыку, звучащую в твоей голове, настоящей. Дают её другим. То, чего не было, появляется. Это изумительно. Теперь — студент дирижёрско-хорового отделения в колледже. Фотограф. Просто — интересующийся абсолютно всем человек.
    Без музыкальной школы, в которой я ненавидела всё (и хор в том числе — до седьмого класса), этого бы не было.

    1. Да, иногда то, что нам не хочется чем-то заниматься — это просто лень. Важно отличать лень от отсутствия призвания.

  3. Есть те, кому музыка не под силу никогда, не повезло. Но если есть хоть какая-нибудь возможность учиться, то лучше довериться музыке, пусть она позволит мозгу «раскрыться» максимально. Лень, не могу, только в школе для обучения музыке есть время. Берите дети свой шанс и учитесь по-максимуму! Тренируйте свой мозг слышать! «Удар музыкой» происходит от 13 до 16 лет, и тогда музыка будет слышаться во сне. Поэтому эта статья ни к чему, детей нужно учить музыке с детства!

    1. Рита, вы, наверное, невнимательно прочли статью. Я не умаляю важности музыки ДЛЯ КАЖДОГО, я предлагаю идею как сделать так, чтоб дети, не предназначенные стать музыкантами от Бога, не страдали 7 лет в ненавистной «музыкалке», но при этом все равно получили свою пользу от музыки — нужно усложнить музыкальные уроки в школе и ввести сольфеджио — оно увеличивает кол-во нервных связей между полушариями и крайне полезно абсолютно всем. В начальных классах это не испортит никому аттестата. А в музыкалку брать только тех, для кого это реально смысл жизни. И если человек в 13 лет всё же получит свой «удар» музыкой (а это тоже происходит с единицами), то дать ему возможность начать в этом возрасте по сокращенной программе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *