Обучение в музыкальной школе

Обучение в музыкальной школе


Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала. В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Музыкальная школа - сольфеджио

Музыкальная школа - сольфеджио

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи. На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек. Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Обучение в школе музыки

Обучение в школе музыки

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея. Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея. Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.

  1. Ригма:

    Надо же — о, необъятный и неожиданный интернет! Как всё похоже: «я вдруг стала понимать и любить музыку,…, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез.» Именно так было и у нас — наш сын, окончив музыкальную школу по классу фортепиано (занимаясь, между прочим вовсе без нажима с нашей стороны и без особого энтузиазма со своей стороны), вдруг пожелал продолжать заниматься музыкой, начал играть на гитаре, а потом записался в джазовую школу на саксофон (у педагога по гитаре был закончен набор) — и через какое-то время объявил нам, что будет музыкантом! Дальше опять как у Вас — мы, то есть родители, стали убеждать и объяснять, и приводить аргументы, и всхлипывать, и т.д и т.п. Но он был тверд! Пришлось согласиться с его выбором (это же в общем-то его жизнь). Сейчас сын успешно учится — окончил с красным дипломом музыкальный колледж, поступил в Германии в высшую школу музыки. Я всё еще переживаю за его материальное благополучие. Но я вижу, как сын любит то, чем он занимается, как он счастлив, и понимаю — это так важно — найти себя!
    А музыкальная школа — да, конечно, там пока наверное маловато творчества, но все же музыкальное образование необходимо всем — чтоб развивать восприимчивость к прекрасному, способность мыслить творчески.

    • klementeena:

      Вы правильно сделали, я считаю, что не стали его «дожимать» и уступили. В Москве с этим проще — например, хотя бы потому что есть джазовые школы и какие-то перспективы. Меня же родители боялись выпустить в другой город. И сегодня я трезво оцениваю свои возможности — да, я училась хорошо в музыкальной школе, но и выдающихся талантов не проявила. Считаю, в музыку надо идти только если реально видно, что есть потенциал, есть будущее.

    • klementeena:

      Ну, или если есть желание стать учителем музыки.