Виной всему что бы вы думали? Технический прогресс! С появлением фотографии реализм в живописи отошел на второй план. Живописцам пришлось придумывать новые способы и инструменты выразительности. Для начала нам представили внешний мир через призму «взгляда художника» — ну, он так видит, понимаете? Вот картина Клода Моне «Впечатление. Восход Солнца», с которой начался импрессионизм (собственно, данное направление в искусстве и названо «в честь» этой работы — «впечатление» по-английски будет «impression»):
На самом деле зачинщиком был не Клод Моне, а Эдуард Мане — еще один французский художник начала 19 века, вокруг которого собралась плеяда живописцев-новаторов. Ох и доставалось им от консервативных критиков! Но упрямые революционеры живописи не сдавались! Вот еще несколько легких, светлых работ Огюста Ренуара, лишенных не только достоверной точности, но и землистых, темных оттенков, характерных для живописи XVIII века.
В общем-то, эти ребята и стали катализаторами существенных перемен в живописи, они запустили этот дъявольский механизм — художникам стало не интересно просто писать, в их картинах должен был быть какой-то скрытый смысл, что-то таинственное «между мазками». Какая-то философия, образы, намеки… Так возник постимпрессионизм — Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек, Сера, Мунк.
Безусловно, во всем этом чувствовался протест салонному искусству, появилось много других эпатажных направлений живописи — кубизм, дадаизм, модернизм. Эти направления были протестны не только классическим формам искусства, но иногда и друг другу.
Дальше всё двигалось в сторону упрощения техники и усложнения философской и смысловой идеи. И раз внешнее выражать стало неактуально с помощью кисти, то будем выражать внутреннее. Прекрасный посыл! Если он только не буквален:
Похоже на издевательство над Джексоном Поллоком, не находите?
Впрочем, идея не оригинальная. Известный актер сериала «Секретные материалы» Дэвид Духовны рисовал картины, измазав собственную голую задницу краской и садясь этим местом на холст. Надо ли говорить, что картины новоиспеченного художника расходились как горячие пирожки?
Эпатаж, шок, скандал — вот что является основным двигателем современного изобразительного искусства. «Если твои работы не шокируют, их никто не заметит», — похоже именно так размышляет современный художник. Придя на выставку, не забудьте сделать умное лицо, разглядывая половину зубной щетки.
Хотя, безусловно, есть и любопытные работы (можно почитать про Ай Вэйвэя, например).
Однако, сегодня мы видим то, что мы видим. Прибивание собственной мошонки гвоздями к брусчатке на Красной Площади, поджигание дверей ФСБ… Насколько такой перфоманс можно считать искусством? И где грань между искусством и хулиганством? Если бы двери поджег обычный подросток, был бы этот поступок расценен как художественный акт? Стал бы такой подросток с этих пор считаться художником? Делитесь своим мнением в комментариях!
Больше тем для размышления в фильме, посвященном самой скандальной перформансистке соврменности Марине Абрамович:
И в заключение совершенно прекрасный фильм Паоло Соррентино «Великая красота», где мы можем увидеть еще один странный способ создания картин девочкой-подростком, и перфоманс в духе Марины Абрамович.
Хочу выразить вам огромную признательность за этот материал! Так просто, ёмко и доступно о современном искусстве, да ещё и с юмором! И отдельное спасибо за ваш сайт — очень полезный «культурный ликбез».
Да, искусство деградирует, как и духовность, впрочем. Но анализ хороший — коротко и по существу.
Я не считаю, что искусство деградирует. Кто-то в искусстве может и деградирует, но кто-то ж впереди планеты всей.