Анна Павлова – величайшая балерина ХХ века

Анна

Анна

Сегодняшний рассказ про величайшую русскую балерину, не просто звезду, а сокровище мировой балетной сцены, Анну Павлову. Это танцовщица, которая перевернула мир русского балета — именно с неё началась новая эпоха чувственности и утонченности в балете. Отошло на второй план всё искусственное, напускное, душа стала выше гонки за мастерством. До появления Анны Павловой, в русском балете господствовала эпоха итальянских танцовщиц, которых ангажировали за границей. Их танец был столь же напыщенным, сколь и виртуозным. Анна Павлова сломала эту традицию не только безупречной хореографией, но и бесконечной искренностью своего танца.
О личной жизни Анны Павловой известно немного — она издала книгу воспоминаний, но мы почти ничего не узнаем о жизни танцовщицы из этого повествования: оно целиком и полностью посвящено искусству. Павлова родилась в феврале 1881 года в семье простой прачки Любови Федоровны Павловой, однако предполагается, что была внебрачной дочерью довольно богатого купца Лазаря Полякова. Именно этим можно объяснить тот факт, что мать была в состоянии оплачивать её учебу в императорском балетном училище, куда Анечка не без труда поступила — её не хотели брать из-за слабого здоровья. Девочка родилась семимесячной, страдала малокровием, частыми простудами и излишней сутулостью. Однако знаменитый Мариус Петипа уже тогда разглядел молодое дарование и не ошибся.

АннаАнна отдавала учебе всю себя, её не страшили не тяжелые условия обучения, ни многочасовые тренировки, ни многочисленные запреты, ни разлука с родными — она была рождена для балета и грезила только им. О самоотречении Павловой ходят легенды — она выходила на сцену с температурой, больная, изможденная, с растянутыми связками, а в Америке даже выступала с поломанной ногой.

После окончания училища, Анна была принята в труппу Мариинского театра, а в 1906 году стала ведущей балериной труппы. У Анны был и кумир — Мария Тальони, итальянская танцовщица, на которую Павлова равнялась и которая вдохновляла её на творчество и тяжкий труд. Знала ли Анечка, насколько она превзойдет свою вдохновительницу?

Свою самую знаменитую партию — хореографическую миниатюру Умирающий лебедь, поставленную Фокиным, она впервые исполнила в 1907 году. Позже эта постановка станет безусловным символом русского балета.

В 1910 году Павлова уходит из Мариинки и создает свою собственную труппу, которая успешно и много гастролировала за рубежом. После 1914 года Анна переезжает жить в Англию и уже больше никогда не возвращается в Россию. Она связывает свою судьбу со скандальным русским адвокатом Виктором Дандре. Их взаимоотношения загадочны и скрыты пеленой тайны. Одни источники полагают, что Виктор страдал от выходок и капризов известной танцовщицы, но смиренно терпел их, будучи бесконечно влюбленным. Другие утверждают, что он был невероятным диктатором, не жалел здоровья и сил балерины, и будучи не только спутником жизни, но и импресарио Павловой, устраивал невероятные по нагрузке гастроли — бывало, что концерты следовали один за одним каждый день без выходных в течение месяцев! Что происходило на самом деле, кто был виновником такого изнурительного гастрольного графика: сама балерина или её беспощадный спутник, мы, похоже, уже не узнаем.

Умерла Анна Павлова в Голландии, во время гастрольного тура, 23 января 1931 года, от острого плеврита: по дороге из Франции она сильно простудилась и к тому же получила значительный ушиб грудной клетки. Врачи рекомендовали немедленную операцию, однако по каким-то причинам операция была отложена, и 19 января Анна Павлова дала свой последний в жизни концерт в Гааге, будучи очень слаба. Кто был инициатором отмены операции — сама балерина или её спутник Виктор, так и осталось неизвестным.

3 comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *