Ларс фон Триер и его «Догма-95″

Ларс фон Триер - датский режиссер, создатель Догмы-95

Ларс фон Триер - датский режиссер, создатель Догмы-95

Мы давно уже привыкли ко всевозможным спецэффектам в современном кино. Иногда они вполне уместны, и оправданы художественной идеей, но, к сожалению, чаще это лишнее украшательство, сообщающее о крутизне автора и количестве средств, вложенных в проект. Попросту безвкусица, не имеющая никакого отношения к искусству (разве что к искусству владения техническими средствами компьютера). Тенденции к возникновению такого поголовного увлечения спецэффектами возникли ещё в конце прошлого века. Именно тогда на это обратил внимание датский арт-хаусный режиссер Ларс фон Триер, обрадатель множества престижных наград и имеющий определенный авторитет в мире киноискусства.

Ларс фон Триер

Ларс фон Триер

Собрав вокруг себя единомышленников, фон Триер провозглашает манифест «Догма-95», в котором он и его друзья-режиссеры обязуются следовать определенным правилам создания кинофильмов. Основой манифеста является абсолютная естественность и простота в противовес тенденциям спецэффектов и излишних средств художественной выразительности. Вот эти «10 заповедей» манифестантов:

1. Съемки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съемки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
2. Звук никогда не должен записываться отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съемка должна происходить там, где разворачивается фильм).
4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съемок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
6. Фильм не должен содержать внешнего действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
8. Жанровое кино запрещено.
9. Формат фильма должен быть 35 мм.
10. Имя режиссера в титрах не указывается.

Три года спустя, в 1998-м, догмовцы привозят два своих фильма на фестиваль в Каннах, это «Торжество» Томаса Винтерберга и «Идиоты» Ларса фон Триера. Однако мировое киносообщество остается равнодушным к их идеям и снисходительно награждают «Торжество» спецпризом жюри.
Я видела этот фильм. Надо признать, что ребята перегнули палку. Пункт запрета дополнительного освещения явно лишний. Ну, неприятно смотреть пересвеченые кадры в фильме. А пункт 10 и вовсе вызывает удивление. Видимо, догмовцы хотели создать полную иллюзию подглядывания за персонажами. Но ведь это всё равно актеры, сцены постановочные, сюжет придуманный, и все мы это прекрасно понимаем. Тогда почему не разрешить нормальное освещение и не указать в титрах имя человека, являющегося автором сего произведения?

Надо сказать, что эта аскетическая идея дальше изначально сформированного Триером коллектива не пошла, и в массах мирового кинематографа не прижилась. Сегодня, 13 марта, исполняется 16 лет с даты принятия «Догмы-95».

2 comments

  1. Том Круз, Арнольд Шварценеггер, Джоди Фостер, Уилл Смит, Сильвестр Сталлоне, Мишель Гондри, Джеки Чан, Вонг Кар-Вай, Ларс фон Триер, Мэтт Дэймон, Стивен Спилберг, Алексей Герман, Кэтрин Бигелоу, Квентин Тарантино, Ульрих Зайдль, Томас Винтерберг, М. Найт Шьямалан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *