И вот один из первых спектаклей Форума – «Спектакль №7» в постановке Корняг-театра из Минска. Ощущения очень интересные.
Ну, как всегда непривычный антураж – четверо актеров вышли на сцену ещё до начала действа, лица их были вымазаны белой краской, как у мимов, и они принялись чистить картошку. Почему-то сразу подумалось, что раз спектакль из Минска и ребята начали с картошки, то тема будет наша, местная, белорусская.
И я не ошиблась. В прессе определяют сюжет, придуманный Евгением Корнягом, как сказку о страхах. Но никто не уточняет о каких именно страхах. Почему? Да понятно почему – страшно уточнять! Потому что история эта про то, что живем мы, бедные несчастные белорусы, в условиях диктатуры (диктатуру изображала актриса Валентина Гарцуева, сидящая на вершине металлической конструкции, напоминающей смотровую башню). Остальные актеры весь спектакль вели себя как люди, затюканные и подневольные, чистили картошку, боялись и стенали. Например, один из них падал от страха при каждом стуке в дверь, другой хотел улететь в эмиграцию, но не смог – слишком Родину любит.
Весь спектакль герои пытались вырваться за пределы ограничений, но всё равно возвращались к корням – к картошке. Время от времени кто-то из подневольных героев подходил к микрофону, чтобы сказать то, что он думает, но ни у кого не получалось. Не получалось даже смеяться – так их напугал возвышающийся диктатор. Общепринятой для жанра концовки в спектакле нет – «точка» так и не поставлена. Видимо потому, что и в реальной жизни «спектакль» не окончен.
Сами актеры и режиссер говорят о спектакле тоже уклончиво, не раскрывая сути. Хотя и более открыто, чем пресса:
«Театр не может не реагировать на то, что происходит в мире, — отметил один из актеров спектакля Виталий Кравченко. — Я не понимаю театра неактуального. «Корняг-театр» просто дает возможность быть современником зрителя и соответствует тому, что происходит в нашей жизни и в мире»
«»Сейчас, по-моему, все дружно пытаются устроить пир во время чумы, — говорит участница «Спектакля № 7″ Ольга Скворцова. — Очень целенаправленно государственные театры поют задорные песни, водят хороводы и одновременно водят за нос несчастную публику, которая жаждет какого-то соучастия и ясности взглядов на то, что происходит вокруг. Мне кажется, им и телевидения хватает»
Забавным в спектакле было и то, что актеры провоцировали людей, не понявших суть происходящего не сцене, выдать себя. Это было задумано гениально. Одна из героинь подошла к микрофону (который стоял там как символ свободы слова, надо полагать) и пыталась сказать всё, что «накопилось», но выдавить правду она из себя так и не смогла – страшно! Поэтому у неё получилось только нервное испуганное «I’m happy!» И тут, в истерическом порыве, повторяя и повторяя эту фразу, она стала подбивать зрителей скандировать эти слова. Те, кто не «догнали» смысла, легко поддались на интерактив. К сожалению, оказалось, что таких много. Не готов ещё наш зритель к такому драматургическому формату. А может, он просто в шоке был от того, что пришли тут понимаешь, отдохнуть, а они думать заставляют? А может сработал защитный механизм — ну, типа мы ничего не поняли, мы тут случайно мимо проходили. Думаю, у каждого свой мотив.
Очень ждала именно корняг-театр, еще с прошлого М@рт-контакта. Тогда были D.O.Z.S.K.I, теперь вот! Понравилось, есть над чем думать энд We are happy!!:)
Дааа! Мне, кстати, в прошлом году они больше понравились — позитивнее спектакль был и вообще. Но и в этом году столько находок классных!
Ага, я тоже так прочитала спектакль, именно через тоталитаризм, сегодня через прошлое… Все на это указывает: и действие «на кухне»- квартирник. Как будто формальная сценография, ан нет, столик-то с табуретками — советские, только в красном цвете замаскировались, и граненые стаканы, и костюмы оочень отсылают в чуть ли не в 30-е года, бесцветность, обвисшие грубые чулки… Молодец Корняг! Актуально, завуалированно-правдиво сказал о нашей действительности.