Действительно, зрителя сегодня сложно удивить. Киноманы давно привыкли воспринимать все чудеса на экране как нечто само собой разумеющееся. Более того, назрела тенденция, что чем больше спецэффектов, тем более продаваема картина. С чего же всё начиналось?
Можно с уверенностью утверждать, что первые спецэффекты возникли вместе с кинематографом. Ведь самый первый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» уже содержал в себе эффект, благодаря которому люди вскакивали со своих мест в полной уверенности, что на них мчится поезд!
В 1895 г. американец Альфред Кларк продемонстрировал трюк с заменой живого актера манекеном. Фильм назывался «Казнь королевы Марии Шотландской». Зрители были уверены, что ради короткого фильма, минутного развлечения, отрубили голову настоящей живой женщине!
Эффект стоп-камеры был открыт случайно Жоржем Мельесом. Жорж снимал улицы Парижа, когда его камеру заклинило. Затем она заработала вновь и съемка продолжилась. Каково же было удивление Мельеса, когда он увидел, что оказавшийся в кадре катафалк удивительным образом трансформировался в омнибус. А мужчина, шагавший по тротуару, – в симпатичную девушку!
Для экранизации романа Жюля Верна «Путешествие на Луну» Мельес придумал новые кинотрюки, которые известны сейчас как комбинированные съемки. Чтобы сэкономить на декорациях, половину обзора камеры скрывали черной тканью, в результате чего на пленке была только правая половина кадра, в которую попадал снятый крупным планом маленький макет декораций. После чего на левую часть той же пленки снимали второй кадр – на нем были только актеры. После совмещения этих кадров казалось, что актеры находятся рядом с полноценными декорациями.Изобретения Мельеса совершенствовались, видоизменялись и пользовались популярностью вплоть до 90-х годов. Без использования мини-макетов Мельеса, Джордж Лукас не снял бы первые части легендарных «Звездных войн». Большинство космических кораблей были совсем небольшого размера. Однажды режиссер даже признался, что вместо макета для одного из астероидов он использовал картофелину.
Можно утверждать, что принцип мультипликации тоже придумал Жорж Мельес. В одном из своих фильмов он оживил макеты различных фантастических персонажей с помощью покадровой съемки. Внутри каждого муляжа был встроен каркас, который позволял менять положение его конечностей. После каждого кадра камеру останавливали и меняли позу макета.
Первый компьютерный персонаж появился в фильме «Молодой Шерлок Холмс», который был снят в 1985 г. Это была простейшая графика. Дальше последовал настоящий прорыв в области высоких технологий в кино: начиная от жидкокристаллического «Терминатора» Джеймса Кэмерона и прорисованной массовки в грандиозном фильме «Титаник» и заканчивая цифровыми зверями в замечательном детском фильме «Джуманджи».
Отдельно стоит рассказать про персонажа Горлума в фильме «Властелин колец», который был создан при помощи техники «захват движения». Актера одевали в специальный костюм, оснащенный датчиками, позволяющими снять характеристики не только движения, но и мимики!
По тому же принципу был снят и Кинг-Конг Питера Джексона.
А дальше процесс внедрения высоких технологий в кинематограф стал развиваться в геометрической прогрессии. Порой, смотря очередное кино, пересыщенное спецэффектами, невольно думаешь: а нужно ли было тратить такие безумные деньги на то, чтоб создать безвкусицу? И зритель реагирует на чрезмерность вполне адекватно: бездумно напичканные компьютерной графикой фильмы терпят фиаско один за другим. Похоже, время и здравый смысл приведет ситуацию в современном кинематографе к нужному балансу и действительно стоящих картин станет больше.